Виртуальный методический кабинет

Методика проведении прогулки в детском саду

22.10.2020

«Методика проведения прогулки в детском саду»

 

Цель:  обобщение представлений о  разновидности прогулок, структуре прогулок.

    Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
   На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка - обязательный элемент режима дня.
Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении

активной,
содержательной,
разнообразной,
интересной для детей деятельности.
     Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Проводится прогулка два раза в день (в первую и вторую половину дня), а летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением сна и приема пищи). Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.
  Во время прогулки в полной мере должны реализовываться следующие задачи:

Оздоровление детей.
Физическое развитие.
Развитие самостоятельности.
Расширение кругозора.
Ознакомление с окружающим миром.
Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
   В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента. При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов:

погодные условия;
возраст и контингент детей;
наличие инвентаря и соответствующего оборудования;
предыдущие занятия в группе и многое другое.
Разновидности прогулок:
Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
Комбинированная:
целевая прогулка и свободная деятельность.
Прогулка – экскурсия - поход.
Спортивные эстафеты.
Во время прогулки педагог способствует развитию у детей:

элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего мира;
формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями);
формированию экологической культуры;
эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.
     Прогулка должна дать ребенку разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
      Пребывание детей на свежем воздухе способствует:

укреплению здоровья;
закаливанию организма;
развитию двигательной деятельности;
развитию познавательной деятельности.

      Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

наблюдение,
трудовая деятельность детей;
подвижные игры;
индивидуальная работа с детьми;
самостоятельная деятельность детей
Наблюдения на прогулке
      Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.
      Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада.
     Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов.
    На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагог периодически обращает внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.
  Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.
    Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.
Самостоятельная деятельность
     На прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры.
   Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем. Летом дети с удовольствием играют разнообразным природным материалом: камешки, желуди, листья, песок, вода.
Трудовая деятельность
   Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.
    Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
     Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки.
    Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.
    Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом.
    Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую.
   Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.
   Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.
Подвижные игры
    Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
    Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
    Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
    Во время прогулок, могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами (такие, как бабки, кольцеброс, кегли).
   А в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.
     В жаркую погоду проводятся игры с водой.
   Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
    Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
    Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. На прогулке обязательно проводятся две подвижных игры. Игры бывают сюжетными, бессюжетными, с правилами, спортивные, малоподвижные, хороводные.
Индивидуальная работа
     Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
    На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда.
Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
       Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.
Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Самостоятельная деятельность
    Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве.
    Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.
      Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей:
вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.
      Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

Источник: интернет ресурсы

свернуть

Театрально-игровая деятельность дошкольников

07.10.2020

Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника

    Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного возраста невозможно. Такая деятельность способствует:

усвоению и закреплению детьми учебного материала;

развитию речи и мелкой моторики; формированию коммуникативных навыков;

развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;

формированию умения взаимодействовать с окружающими;

становлению чувствительно-эмоциональной сферы;

появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;

воспитанию эстетического вкуса;

развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Виды театров в учреждении дошкольного образования

      Организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.         Какие же виды театров в детском саду возможно организовать?

     В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

настольный театр;

стендовый;

верховой;

наручный;

напольный;

театр живой куклы.

   В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. 

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся: Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.

Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.

Теневой театр в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:

Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.

Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

«Наручный» театр. К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки».

Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:

пальчиковый; перчаточный. Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов. Мягкие игрушки своими руками! 

«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.). Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет.

Бывают следующего вида:

В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.

Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.

Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

Театр живой куклы Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году. Различают следующие виды описанной игровой деятельности: театр масок; театр кукол-великанов. Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей. Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей. Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

Как самостоятельно сделать ширму для театра в детском саду?

Для того чтобы организовать театрализованную деятельность с дошкольниками, потребуются различные атрибуты, в том числе маски, куклы, декорации. Конечно, необходимый инвентарь можно приобрести в специализированных магазинах. Но, предложив малышам изготовить необходимый инвентарь для театрализации сказки, возможно не только разнообразить учебный процесс дошкольников, повысить мотивацию к трудовой деятельности, но и реализовать основные образовательные и воспитательные цели.

Из чего же можно сделать театр для дошкольников? Для большинства видов такой творческой деятельности необходима ширма для театра. В детском саду обычно имеется указанный инвентарь либо в игровой комнате, либо в музыкальном зале. Но в случае отсутствия ширмы необходимого размера — ее можно изготовить самостоятельно. Самый простой способ сделать такой атрибут для театрализованной игры — натянуть в дверном проеме плотную ткань. В зависимости от того, какой вид деятельности предполагается проводить, в материале либо вырезается «окошко», либо делается отступ сверху для размещения персонажей.

Ширма для пальчикового театра Чтобы организовать пальчиковый театр, понадобится ширма небольшого размера. Поэтому изготовить указанный атрибут можно из картонных коробок, на дне которых необходимо вырезать отверстие. Такую ширму затем необходимо эстетично оформить. Рекомендуется украшать коробку универсальными декорациями, чтобы не пришлось изготавливать новую ширму для каждой сказки отдельно. Так, можно оформить в виде лесной полянки, расположить «домик на опушке».

Куклы для театра  из подручных материалов Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Из чего же можно сделать такие атрибуты? Педагог, практикующий творческий подход в работе, способен изготовить фигурки из самых неожиданных материалов. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей. Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой. Фото таких персонажей для театрализованной деятельности можно увидеть ниже. Материалы для изготовления персонажей Из чего же еще можно сделать персонажей кукольного театра: картона, сделав в нижней части два отверстия для пальцев; спичечных коробков; теннисных мячиков; надувных шаров; одноразовой посуды: тарелок, стаканчиков, ложек; носка, варежки, перчатки; пластиковых бутылок; природного материала и др. Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом. 

 

литература:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М., 2003. - 134 с.

2. Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991. - 174 с.

4. Бардешева Т. Рассказываем стихи руками //Обруч. - 1998. - №5.

5. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3.

 

свернуть

Эффективные методы и приемы формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

28.09.2020

       В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.

    Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения. Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил:

• не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения,

• необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.

     Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение - ребёнок - родители.

      В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском.

    Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.

       Следует учитывать особенности детей у них готовность к ситуациям, в которых они могут оказаться.

     Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.

Содержание образовательной работы по вопросам охраны жизни и здоровья:

• планирование и проведение работы, направленной на формирование у детей представлений об источниках опасности природного и техногенного характера, практическое закрепление навыков правильного поведения в условиях ЧС;

• ознакомление дошкольников с причинами возникновения ЧС во время прогулок, экскурсий;

• организация игр, развлечений, вечеров вопросов и ответов, направленных на осознание детьми ценности своей жизни и здоровья, на формирование гуманного отношения к людям, попавшим в беду;

• моделирование и анализ в группе различных ситуаций, проведение бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр с целью заинтересовать детей художественным творчеством на тему безопасности жизни;

•максимальное использование учебно-методических материалов, наглядности;

•обеспечение детей в группах игровым материалом (тематическими играми и игрушками, атрибутами для творческих игр) для целенаправленной работы по формированию навыков поведения в случае угрозы или возникновения ЧС.

      Содержание и формы работы должны дать ребёнку возможность почувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь его здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях.

   В дошкольном возрасте получают развитие основные виды деятельности: общение, игровая, учебная, трудовая, художественная, познавательно­практическая. Любой из указанных видов деятельности должен быть использован для обучения детей безопасному поведению.

    Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него. Необходимо расширять представления дошкольников об этих предметах, о несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами.

   Первые 5-6 лет жизни ребёнка наиболее продуктивны для получения и усвоения жизненно важной информации. Быстрыми темпами идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей получение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

   При организации обучения надо не только следовать принципу информативности, но и учитывать чувственные особенности детей данной возрастной группы. Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них - художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки стихотворения, поговорки, сказки, рассказы.

   Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературные произведений. Примеры безопасного поведения литературных героев дет! вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры изобразительную деятельность, спортивные соревнования

  Наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основам безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры, вводя ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний,способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

   Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей - игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого замятия - тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим:

-Какие правила обязан соблюдать пешеход?

-Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?

-Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?

-Как защитить себя от назойливого незнакомца?

-Что делать, когда порезал палец? И др.

   На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение.

  Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

   Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".

   Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности.

  Понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра- драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

  Эффективной формой подачи знаний является физкультурно- оздоровительная работа: организация дней здоровья, спортивных игр, развлечений. Ребёнок становится участником действия, что способствует формированию конкретных умений. Эффективной является такая форма, как проведение «недели безопасности ребёнка».

Её цели:

• улучшение качества образовательной работы с детьми по вопросам лично! безопасности и защиты жизни;

• пропаганда здорового образа жизни;

• интеграция общественного и семейного воспитания по проблема? безопасности жизнедеятельности ребёнка.

   Предварительная работа: воспитатели составляют тематический план работ! своей группы, включающий: занятия, сюжетные, дидактические игры, конкурсы эстафеты, соревнования, экскурсии, прогулки, чтение художественно] литературы, моделирование поведения, анализ опасных ситуации театрализации, конкурсы рисунков на тему безопасности жизни и здоровья.

 

Примерный план мероприятий тематической Недели безопасности:

• праздники, викторины, соревнования, комбинированные эстафеты;

• театрализованный спектакль;

• смотр-конкурс на лучший рисунок на тему безопасности жизни здоровья;

• встречи сотрудников дошкольного учреждения, родителей и детей сотрудниками МЧС, врачами, ГАИ;

• собрания агитационно-пропагандистского характера среди родителей п вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, защиты детей от и последствий, профилактики заболеваний, укрепления здоровья;

• практикумы с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом на тему безопасности жизнедеятельности детей;

• выставки пособий, игрового и учебного оборудования, изготовленного педагогами дошкольного учреждения и родителями.

В конце Недели безопасности проводятся итоговые беседы.

При планировании организации работы по ОБЖ необходимо соблюдай следующие принципы:

• принцип полноты: содержание программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённы источников опасности.

• принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игр] театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, т эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определенный день недели, можно работа тематическими циклами. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, ч тематический недельный план не может предугадать всех возникающих ситуаций и сложностей. От педагога может потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации привлечение соответствующей художественной литературы и т.д.

• принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные

условия. Если в зимний период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими пособиям, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т.д. с целью максимального приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала, принцип возрастной адресности.

• принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

• принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

 

Использованная литература:

1.Учебная программа дошкольного образования / Минск, Нац. ин-т образования, 2019. -433 с.

2. Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников.- Минск «Полымя», 2001

3. Прус, Л.И., Галеня, С.Н., Кузьменкова, Д.П., Бокшиц, Т.И. Знакомим дошкольников с ОБЖ - Мозырь ООО ИД «Белый Ветер», 2007

свернуть

Экономическое воспитание дошкольников

03.09.2020

 

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста


     Экономика – это особый мир со своими законами и проблемами. Он сложен, интересен и загадочен, а главное – открыт для всех. Быть вне экономики невозможно. Древние греки экономикой называли искусство ведения домашнего хозяйства. В современной экономической литературе дается более широкое определение: «Экономика – это взаимодействие человека с природой, с окружающей его средой в интересах обеспечения жизненного пространства, существования и развития человека и человеческого общества»
     
     Вопросам экономического воспитания детей дошкольного возраста посвящены работы российских и белорусских авторов (Л.В. Артемова, И.П. Кошманская, А.А. Смоленцева, Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко, Е.Н. Табих, Л.М. Кларина, А.Д. Шатова, Е.А. Курак, С.Д. Галкина и др.).
      Ввести ребенка дошкольного возраста в мир экономики необходимо. Детей интересуют очень многие вопросы экономического характера. И чем чаще дети соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов.

Самыми распространенными среди них являются:
потребность – возможность, товар – цена, работа – заработанная плата, банк – валюта.

Самыми «непонятными» – всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся игрушку, почему дома нет денег.

     Очень часто в речи детей можно слышать слова: реклама, валюта, обмен, бизнесмен, рынок и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Экономическая любознательность детей закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего быт семьи, где ребенок на каждом  шагу сталкивается с экономическими проблемами, обсуждаемыми членами его семьи. Вместе с родителями он ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая, тем самым, определенный экономический опыт.
      Задача педагогов и родителей – помочь ребенку дошкольного возраста адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.
    А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный мир, облагораживающий жизнь» 
      Педагог должен помочь детям правильно осмыслить экономические явления, факты, понятия: научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
    Произведения художественной литературы и фольклора -незаменимые помощники в процессе воспитания детей дошкольного возраста.


Чтение художественной литературы


Значительное место при ознакомлении детей дошкольного возраста с экономикой отводится сказкам, которые используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др. и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («деньги», «труд»,«производство», «распределение», «обмен» и др.).


Сказки, которые могут использоваться в работе с детьми с целью их экономического воспитания:


«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого;
«Трое из Простоквашино» и «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского;
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина;
«Федорино горе» К.И. Чуковского;
русские народные сказки «Теремок», «Лиса и волк»;
венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» и др.
 Народная сказка воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность. На основе известных сказок составляются проблемные ситуации, решение которых
способствует развитию у ребёнка логики, творчества, самостоятельности мышления. Сказка обладает социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, познавательной активности ребёнка. Она превращает слушателя из объекта в субъект взаимодействия.
 Авторская сказка, содержанием которой является познавательный материал (экономическая, экологическая сказка), придуманная педагогом или детьми, имеет свою специфику. Она не только развивает личность, творческую сущность ребёнка, акцентирует внимание на необходимых представлениях, но является одним из путей познания действительности. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивы, можно более успешно развивать творческий, интеллектуальный потенциал детей дошкольного возраста. В авторских сказках с экономическим содержанием можно использовать отдельные приемы ТРИЗ, РТВ-технологии: проблемные ситуации, вопросы и задания на развитие самостоятельности, ассоциативности мышления. Погружение в сказочную атмосферу помогает ребенку активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые представления и умения. В познавательной сказке можно предложить детям не только познавательный материал, но и продумать варианты творческих заданий, которые с успехом можно использовать в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми
или во время различных мероприятий развлекательного характера (праздники, развлечения, конкурсы).

Работа с текстами сказок


Сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»
Задание: ответить на вопросы:
- Почему старик по первой просьбе отпускает рыбку?
- Какой стала старуха после последней встречи старика с золотой рыбкой?
- Как повела себя старуха с простыми людьми, когда стала боярыней?
- Так какая же была золотая рыбка по своему характеру?
- Почему золотая рыбка не выполнила последнее желание старухи?
- Если ты станешь предпринимателем, каким ты будешь?
Русская народная сказка «Морозко».
Задание: ответить на вопросы:
- Как жилось падчерице в доме отца?
- Почему мачеха к ней относилась?
- Как девица относилась к работе?
- Зачем мачеха приказала мужу отвезти девушку в лес?
- Какую награду получила девица от Морозко?
- Игра «Богатство - это дар».
- Как разбогатела падчерица?
Сказка С.Маршака «Кошкин дом».
Задание: ответить на вопросы:
- Какую нужду испытывали котята?
- Какие возможности были у тети Кошки?
- Какие «золотые правила» она нарушала, когда отказала котятам в
приюте?
Сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».
Задание: ответить на вопросы:
- Почему ласточки улетают в теплые края?
- Почему Дюймовочка захотела улететь на юг вместе с ласточкой?
- Каким «золотым правилам» следовала ласточка, когда согласилась
взять Дюймовочку с собой?

Примеры народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок

«Труд и продукт (товар)»
• Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная
сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка».
• Пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься
на чужое, свое береги».
«Деньги и цена (стоимость)»
• Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
• Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля».
«Реклама»
• Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля»,сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал».

 

Источник:

1. Глазырина, Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справочные и методические материалы / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие. – 2006.– 84 с.
2. Грищенко, М.Ф. Мы сами и экономика. Учебно-методический комплекс для детей 5-6– летнего возраста / М.Ф. Грищенко, Т.М. Жогло // Пачатковае навучанне: сям ‘я, дзіцячы сад, школа. – 2002. – №1. – С. 12–19.
3. Табих, Е.Н. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н.Табих. — Мн.: Вышэйшая школа, 2007.

свернуть

Методика организации и проведения родительского собрания в группе

12.08.2020

Методические рекомендации по подготовке

и проведению родительских собраний.

 

Цель родительского собрания:

1. Согласование и объединение усилий учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

Этапы подготовки и проведения родительского собрания.

Подготовительный этап

Родительское собрание должно быть основательно подготовлено.

1. За две недели до собрания разместить в раздевалке (сайте учреждения в разделе «Страничка группы») объявление (приглашение) с указанием темы, даты и времени его проведения.

2.Провести заранее анкетирование (по мере необходимости, исходя из темы собрания).

3.Провести социальный опрос (по мере необходимости, исходя из темы собрания).

4.Подготовить для родителей буклеты, памятки с кратким содержанием собрания (как вариант).

5.Оформить наглядную продукцию, раскрывающую тему предстоящего собрания: акцентировать внимание на деятельность детей в учреждении образования, можно - в домашних условиях (по предварительному согласованию с родителями), (фотогазеты, семейные газеты, выставки книг) подготовить необходимое оборудование, материалы.

5.Продумать все организационные моменты: от расстановки мебели до возможных вопросов со стороны родителей.

6. Предложить родителям (по мере необходимости) подготовить выступление на заданную тему.

7. Чтобы придать мероприятию большую значимость, организовать присутствие на собрании администрации, специалистов, представителей УЗ , РОЧС, ЦГиЭ и др.

8. Тема для собрания взята по запросу родителей, по проблеме группы, учреждения.

Нельзя сажать родителей и гостей на детские стульчики. Общение должно проходить на одном уровне.

Основной этап

1.Установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.

2.Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании - активные участники и партнеры в обсуждении проблемы.

3. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с родителями. Родители непосредственные участники, обсуждаю, спорят, доказывают.

4. Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.

5. Обязательно наличие обратной связи.

Заключительный этап

1. Обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребенка. Рефлексия.

2. Принятие решений по каждому вопросу.

Рекомендуем тему родительских собраний выбирать,ориентируясь на:

- приоритетные задачи, стоящие перед системой дошкольного образования в Республике Беларусь (см. Инструктивно-методическое письмо к началу 20_/20_ учебного года);

- годовые задачи, стоящие перед учреждением образования на текущий учебный год;

- специфику группы (специальная, разновозрастная, группа интегрированного обучения и воспитания и др.);

- возрастные особенности воспитанников группы.

 

Десять правил проведения родительских собраний.

1. Собрание должно запомниться.

2. Собрание должно заставить задуматься.

3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.

5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

6. На каждого родителя должно хватить времени.

7. Собрание – не лекция и не занятие, привлекайте родителей к диалогу.

8. Уважайте свое время и время родителей- собрание не должно длиться более 1ч 20 мин (20 мин.- донести новую информацию,15-20 мин – выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.

9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

10.Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому.

Чего не стоит делать на собрании?

- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

- Давать негативную оценку всей группе.

- Использовать для общения с родителями назидательный тон.

 

 

Чиркова, С.В. Родительское собрание в детском саду. М., 2010

Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М.2004

свернуть